Инклюзивное образование детей и подростков с овз в российской федерации
Статья 24: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом: 1) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия; 2) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.В статье 5. п. 5.
N 4491п-П8.
С целью дальнейшего развития инклюзивного образования, а также закрепления ранее достигнутых результатов Минобрнауки России подготовлен проект межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ на 2018 – 2020 годы, который утвержден заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. N 987п-П8.
Ведется работа по расширению и уточнению отдельных норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” в части регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Соответствующий проект закона прошел широкое общественное обсуждение, согласование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Инклюзивное образование детей и подростков с овз в российской федерации
Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам (за исключением дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в Российской Федерации
Ведение
На протяжении всей истории человечества у людей рождались дети, которые отличались от остальных. Если говорить более понятно, то эти дети обладали инвалидностью, которая препятствовала нормальной интеграции детей в общество. Естественно, создавались специальные учреждения, в которые можно было отдать подобного ребенка с инвалидностью, однако такие заведения были скорее приговором для ребенка как для потенциальной полноценной личности, потому что они лишь создавали огромный разрыв между «нормальными» детьми и «особенными» детьми, еще больше усложняя процесс социализации.
Подобная ситуация наблюдалась довольно долго, и только благодаря внедрению инклюзивного образования в нашу жизнь и обширной законодательной базы, начались значительные изменения.
ОВЗ и детей с инвалидностью в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
- международные (признанные и подписанные СССР или Российской Федерацией);
- федеральные (Конституция, законы, кодексы);
- правительственные (постановления, распоряжения);
- ведомственные (Министерства образования и науки);
- региональные (на уровне субъектов РФ правительственные и ведомственные);
- локальные акты образовательной организации.
Международные правовые акты.
Международное законодательство в области закрепления права детей с ОВЗ и инвалидностью на получение образования имеет более чем полувековую историю развития. Так «Всеобщая Декларация прав человека», принятая 10 декабря 1948 года стала основой для создания международно-правовой регуляции в области защиты прав личности человека.
Внедрение инклюзивного образования в образовательных учреждениях / Материалы XI научно-практической конференции «Современное образование: вызовы времени – новые решения» // Официальный сайт Балтийского федерального университета им. И. Канта. Электронныйресурс.http://www.kantiana.ru/upload/iblock/9d8/bldbmcylq…
Электронный ресурс. Режим доступа: http://socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/
Список использованной литературы
IНаучная и учебная литература
- Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации// Инклюзивное образование: Практика, исследования, методология.
– 2010. – №1. – С. 3-8. - Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4.
В статье 11. п. 6. говорится о целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. Статья 42. п.1. гласит о том, что психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.
Закона РФ «Об образовании» и Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Минобразования России от 20 сентября 2013 г.
В письме Минобрнауки России от 20. 08. 2014 года № ВК – 1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью» сообщается, что лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью вправе получать образование в соответствующих организациях, которые разрабатывают адаптированные образовательные программы. Основой служат примерные основные образовательные программы.
Планировалось, что к 2016 году доля образовательных учреждений в которых будет создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития составит 20% от общего количества ОУ.
Постановление от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” (с изменениями на 27 октября 2020 года), в котором устанавливались санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения организации для обучающихся с ОВЗ, к оборудованию, организации образовательной деятельности и режиму дня.
C?�����4}]_�:=��j[��i�m�͡�����n��wo/ϻ�����p����l��}�x~�߱�����-=�y������c���5�����[|{h_}���o��/O8��o`�W�Z�D}G?�O{�p`5�B�”0up��m{�n-���,��M������~�S�wj_&[���I�Tm}�0$7��5�e����3�e��#��V_Q����r鏻��rJu�z�:��T�bmN��f��Zaug’bA���(�T�_��|R䢿 [�/?�7�,�xШR��]^�)���b{O�Ӫi��N��2X����IO�_*_����T�*��q�B��n�V^5�k�H�;���~�}�p�4]S�����T.SOQB���t�(D��z�D�����7]gZ���K& �.C��ׅ�ԩ U.*:װ�粌(��X��MdJ���/���Br�{s\�����\O����ē�Aq��ŕ\�ԥ��@y҂�K �\6m�ƴZ�’27f;����l%@I��1�8�j/����cO�Ƽ�(���R��,�\`�c��pDX_ ������]jp�U6�jA�(�\+l pf��2�TE[_��<\��i��+����ƃ�m6����~}h��P��<ljPr|��D<�< V=���S�$�DZDz��������:�^�ۧ�d � 9���W:��E�S��M��n~�ف���X1�9�Y��֡*��5�M?a�}1o�&�j�,�e2kbW[k��’}p���ܗ�9e”�( dI��˕��N�HǓ��m/w��’�2��^�g��e[@_SW]�o����wVc�9�$�@�qj���ĉ*�W�”�\�)���3�4�4�,� ���J͌s#�z�S`*�&UP����!�NA�NԩB}��mo��΅Ձ���-�/h�G1�����a��Ѷ���t66�Q7]mk��H7Bf5v���#��#Js��:뫹�t[��Q��u�wu��_��WLV.